План работы СП «д/c «Ручеёк» на летний оздоровительный период
Начались летние каникулы, и безопасность наших детей всегда на первом месте!
Просим Вас помнить о необходимости соблюдения правил безопасности:
- Научите ребенка звонить Вам по телефону или самостоятельно вызывать службу спасения по телефонам «01» или «112». Научите использовать функцию быстрого набора важных номеров в мобильном телефоне!
- Расскажите детям об опасности игр со спичками, электроприборами и газовым оборудованием!
- Не оставляйте малолетних детей дома одних без присмотра!
- Если ребенок дома, держите окна закрытыми, отодвиньте от окон мебель, чтобы он не смог залезть на подоконник!
- Подключите мобильный телефон или «умные» часы ребенка к услуге определения месторасположения в режиме реального времени.
- Не разрешайте детям одним находиться у водоемов; при купании наденьте на них плавательные жилеты или нарукавники и находитесь в максимальной близости от ребенка!
- Перед выходом на улицу напомните детям про обязательное соблюдение правил дорожного движения!
- Расскажите своему взрослому ребенку о существовании телефона доверия, покажите где они размещены на сайтах образовательных учреждений, занесите номер детского телефона доверия в список важных номеров в мобильном телефоне (быстрый набор).
- Для безопасности ребенка в Ваше отсутствие придумайте совместно секретное кодовое слово- пароль. Договоритесь с ребенком: если вдруг от имени родителей к нему обращается незнакомец, надо попросить его назвать пароль. Продолжить общение с незнакомцем можно только если он назвал правильный пароль!
Выполняйте эти советы и пусть Ваши дети будут в безопасности!
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Дорогие ребята! Учреждения дополнительного образования также приглашают вас на свои занятия и мероприятия! https://docs.google.com/spreadsheets/d/1BXpDlQFATZ-aEoGgPwoTZ_vg8ZiWo-ZEZwzplDwZPBI/edit?usp=sharing
Дистанционная смена «Ура! У нас каникулы!» в рамках регионального онлайн-проекта #ПРОкачайЛЕТО63 https://vk.com/album-10394239_272925155
Как же давно мы не выезжали в главный город нашей области!! А так хочется вновь побывать в музеях, посетить театры….. А ведь такая возможность есть!!!! Перейди по ссылке и увидишь достопримечательности Самары http://gubernya63.ru/
Профильная ONLINE-смена «Поколение IT»
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для, Вас, родители!
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Исследования, проведённые в последние годы, позволяют заключить, что для формирования психики детей главным является эмоциональное благополучие, которое служит показателем оптимального состояния ребёнка в системе «я – мир»
Говоря об эмоциональном благополучии ребёнка, имеются в виду показатели его субъективного, личностного отношения к окружающему, к людям и к самому себе. У одних детей это радость бытия, открытость, согласие с миром, то есть относительная гармония в эмоциональной сфере («солнечные дети»), у других — состояние подавленности и настороженности, тревожности и даже страха, то есть выраженная дисгармония в эмоциональной сфере («сумрачные дети»).
Дисгармония означает нарушение классических признаков дошкольного возраста: ребёнок «закрывается», во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми доминируют аффективные проявления. В наиболее выраженных случаях такие особенности поведения ведут к возникновению отдельных невротических реакций, а на их основе – негативного мироощущения в целом.
Об особенностях эмоциональной сферы детей раннего возраста
Как считают многие психологи, ранний возраст – период больших нагрузок на эмоциональную сферу ребёнка, интенсивного формирования индивидуального эмоционального опыта, многогранного и неоднозначного, отражающего своеобразие условий его формирования.
У детей, особенно на втором и третьем году жизни, отмечается большой разброс в развитии отдельных психических функций и психологических структур. Эмоциональные проявления, ярко выступающие во внешнем поведении детей, свидетельствуют об их разных возможностях в социальных контактах, в развитии речи, в особенностях ориентировки, в доминирующих способах решения возникающих ситуаций.
Чтобы увидеть особенности эмоциональной регуляции поведения, достаточно присмотреться к детям, посещающим вторую младшую группу.
Вот еле-еле плетётся в детский сад мальчик с грустным и даже хмурым выражением лица. Мама, молча, тянет сына за руку, и он, молча ей подчиняется. Иногда слышны не очень приятные звуки и слова. Войдя в группу и столкнувшись со сверстниками, ребёнок по-прежнему молчит (ещё не освоился в новой обстановке), а затем испуганно оглядывается на дверь и даже пытается вернуться назад. Но понимая, что мама уже ушла, начинает тихо плакать.
А вот другой мальчик. Он улыбается и демонстрирует хорошее настроение, так как по дороге в детский сад они с мамой немного поиграли – камешками забили несколько раз гол в ворота противника, обсудили, кто придёт за ним вечером. Войдя в раздевалку, и увидев сверстника, он поздоровался с ним и показал свою новую игрушку. Увидев воспитателя, протянул ей пакет с печеньем и сказал, что будет всех угощать. Спокойно попрощался с мамой и направился к няне, помогать накрывать на стол.
За разнообразными эмоциональными переживаниями детей (аффектами, эмоциями, чувствами), с которыми постоянно сталкиваются педагоги, стоит сложная организация системы эмоциональной регуляции поведения.
Материнское отношение – сфера особого влияния на поведение и эмоциональное состояние ребёнка. Здесь всё происходит на основе известных психологических механизмов – взаимной циркуляции эмоций. Уже в раннем возрасте ребёнок открывает для себя смысл человеческих отношений и нуждается в многочисленных подтверждениях любви к нему. Часто задаваемый вопрос «Мама, ты меня любишь?» как раз свидетельствует о таком открытии.
В свою очередь, отношение матери к ребёнку подпитывается реакциями эмоциональной чувствительности с его стороны, особенностями формирующейся у него привязанности.
Особенности первичной привязанности ребёнка к матери (надёжная, ненадёжная амбивалентная, ненадёжная индифирентная), а так же наличие вторичных, замещающих привязанностей в значительной мере определяют успешность или неуспешность адаптации ребёнка к ДОУ.
Воспитываясь в семье преимущественно на основе эмоционального отклика к разного рода воздействиям, ребёнок приобретает (должен приобрести!) такое необходимое качество, которое психолог Эрик Эриксон назвал доверием к миру.
Если же в семье сложная эмоциональная атмосфера, царит тягостное настроение, ребёнок не понимая, что происходит, заражается тревогой: часто раздражается, без повода плачет, становится возбудимым, вспыльчивым, менее активным на занятиях. Количество негативных реакций резко возрастает и при проявлении со стороны взрослых агрессии, насилия.
Как показывают наблюдения, для большинства детей, начинающих посещать детский сад, характерно проявление аффекта разлуки (плач, крик и другие негативные эмоции). Такими реакциями стрессового характера дети сигнализируют о появлении угрозы для своей жизни, для удовлетворения ключевой потребности в безопасности. Эмоциональные реакции и высказывания детей свидетельствуют об утрате прежнего позитивного смысла жизни, когда близкие люди были всегда рядом. Бесконечные вопросы («Где моя мама? Мама за мной придёт? Где мой папа?),отрицательные реакции растерянности, напряжённости, конфликтности, а в некоторых случаях выраженного страха подчёркивают сложность осмысления ребёнком сложившийся ситуации, переживания им кризиса жизненных отношений и неясности новых условий, которым он поначалу активно сопротивлялся. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда в семье не проводилась предварительная работа по подготовке ребёнка к новым условиям, а также в тех случаях, когда родители не пытаются облегчить стрессовое состояние ребёнка и в негативной форме проявляют нетерпение, оставляя его в детском саду: «Как тебе не стыдно! Мама опаздывает на работу, а ты не понимаешь этого!»
Значительная роль в преодолении у детей выраженного аффекта разлуки принадлежит специалистам ДОУ (воспитателям, педагогу-психологу, музыкальному руководителю и др.), которые в этот период выполняют функции заместителей матери и других близких ребёнку взрослых. Благодаря своим человеческим и профессиональным качествам они могут превратить (и превращают) стрессовую ситуацию в ситуацию, приемлемую для маленького ребёнка. И в первую очередь помогает не противопоставление детского сада семье (часто можно слышать «здесь вам не дом, здесь надо вести по-другому), а наоборот, поиск преемственных по отношению к семейным форм организации жизни и деятельности детей. Новые взрослые (педагоги ДОУ), пришедшие на смену мамы, должны своим поведением, эмоциональным отношением создать для маленького ребёнка атмосферу такой преемственности.
Отсутствие у некоторых детей ярких негативных реакций при поступлении в ДОУ можно объяснить разными причинами: спецификой семейных условий воспитания, наличием с самого раннего возраста замещающих привязанностей, замедленным развитием процесса переживания, чувствительность к доброму отношению нового взрослого и другими индивидуальными особенностями.
Для разработки оптимальной программы эмоциональной регуляции поведения ребёнка важно знать не только причины его эмоционального неблагополучия, но и индивидуальные возможности по преодолению негативного состояния.
Одним из врождённых уровней, который может заявить о себе на ранних стадиях развития необычными особенностями, является уровень эмоциональной чувствительности. Иногда родители сами замечают у ребёнка чрезвычайно сильную реакцию на отдельные воздействия окружающего мира. Например, ребёнок вздрагивает и напрягается при некоторых звуковых сигналах (громкая музыка, работающая дрель на другом этаже и др.) Главный способ преодоления такой гиперчувствительности – совместное переживание взрослого с ребёнком этой ситуации, наполнение её понятным смыслом. Та, на звуки дрели взрослый замечает: «Опять дядя Петя ремонтирует квартиру. А мы испугались». «Ремонтирует квартиру…Испугались…», повторяет мальчик, постепенно успокаиваясь. Позитивный результат достигается путём введения ребёнка и получаемых им впечатлений в контекст жизненного уклада семьи и окружающих людей.
Некоторые дети не реагируют столь болезненно на внешние слуховые, зрительные и тактильные воздействия, но очень чувствительны к экспрессии человека: выражению глаз, направленности взгляда, интонации голоса.
Обычно они плохо контактируют с новыми людьми, не могут сказать «Здравствуйте» и «До свидания»», так как боятся даже посмотреть на незнакомого человека. Они привыкли к одному воспитателю и могут расплакаться, если тот по какой-то причине вышел из групповой комнаты.
При целенаправленной помощи педагога ребёнок научится справляться со своим аффективным состоянием и даже начнёт проявлять инициативу при общении с новыми людьми. Но время от времени повышенная чувствительность к социальным воздействиям может снова заявить о себе (когда, например, ребёнок будет исследовать новое пространство или осваивать новые способы деятельности с участием незнакомых взрослых).
Многие учёные считают, что второй и третий год жизни – возраст стереотипов. Особенности эмоциональной сферы ребёнка отражаются в привычных (устойчивых) способах игрового действия, речевого поведения (повторы речи), взаимодействия с окружающими.
Формирующиеся в этом возрасте стереотипы могут быть позитивными: традиционная поездка к бабушке, поход в магазин, привычные вопросы детей при возвращении домой родителей вечером («Что купила? «Что принесла?»). С этой точки зрения стереотипы – проявление стабильности жизненных отношений ребёнка с окружающими и упорядоченности его впечатлений.
Но стереотипы могут быть и нежелательными. Например, некоторые дети этого возраста долго не расстаются с плохими привычками, которые они приобрели на более ранних этапах развития, но которые сохраняются как устойчивые, механически выполняющиеся действия: сосут пальцы, раскачиваются, постоянно что-то обнюхивают. Такие фиксированные действия отнимают энергию, снижают реальные возможности ребёнка.
Часто они связаны с дефицитом общения в семье, чрезмерной занятостью родителей, плохим самочувствием ребёнка. Изменение таких нежелательных фиксированных привычек возможно лишь с помощью обогащения жизненного и эмоционального опыта ребёнка, вовлечения его в активные формы доступной совместной деятельности и комфортного общения. Результатом подобных усилий, как правило, должно стать появление других эмоционально заряженных действий, адекватных и понятных как самому ребёнку, так и его окружению.
Одним из важнейших параметров развития эмоциональной сферы детей этого возраста является качество освоения новизны: нового пространства, новых игрушек, новых книг, новых людей. Возможности ребёнка позволяют ему не только действовать в рамках фиксируемых стереотипов, но и проявлять инициативу, привносить изменения в привычный порядок, в установленные правила.
Дети раннего возраста обнаруживают достаточно высокий уровень воображения, замещения и использования в игре условных действий.
Они начинают экспериментировать, например, комбинировать заученные стихи (особенно если взрослый небезразличен к такого рода деятельности ребёнка).
— Петенька, расскажи бабушке про Муху-цокотуху, — просит мама.
— Муха – цокотуха… (лукаво улыбается). Нет,… мишка косолапый…(смеётся). Нет,… Муха-цокотуха… по лесу идёт… шишки собирает…песенки поёт.
Такая путаница очень понравилась мальчику, и он с восторгом повторяет своё сочинение, наслаждаясь его новизной.
Этот пример говорит о правильной позитивной активности ребёнка.
В каждом конкретном случае педагог должен понять, каков баланс активных и пассивных форм в поведении ребёнка, поскольку разные проявления активности пропитаны разными эмоциями.
Как это проявляется через двигательную активность? Одни родители отмечают, что движения доставляют их ребёнку огромную радость: вместе с мамой (или папой) он пешком преодолевает расстояние от дома до детского сада, освоил езду на велосипеде. Также активен ребёнок и в детском саду.
Другие родители сетуют на неуклюжесть и неловкость малыша, невысокий уровень его двигательных способностей: не любит бегать, ходить, в детский сад просит отвезти его в коляске как маленького. Воспитатели отмечают, что ребёнок часто гуляет в стороне от других детей, не участвует в подвижных играх.
Некоторые родители обеспокоены гиперактивностью ребёнка, справедливо отмечая не только проявление расторможенности поведения, но и нарушение внимания, угасание интереса к познавательной деятельности.
Педагог, зная индивидуальные особенности детей, может регулировать их эмоциональное состояние. Если движения приносят ребёнку радость, то двигательная активность (например, элементарные подвижные игры) может стать способом преодоления возникающих у него негативных эмоций или просто плохого настроения. Если же вместо радости ребёнок испытывает напряжение, тревогу, а иногда и страх, не стоит настаивать на быстром и интенсивном включении его в такие формы деятельности. Пусть он просто понаблюдает за происходящим в группе.
Спустя некоторое время такие дети обязательно решатся принять участие в игре, даже подвижной.
Гиперактивному ребёнку, который болезненно реагирует на ограничения и запреты, необходимо подобрать репертуар доступных ему действий, обеспечивающих хотя бы малейший успех в его деятельности или в отношениях, поощрять любые попытки ребёнка самостоятельно справиться с избыточной двигательной активностью.
Особенно ярко эмоции проявляются в общении детей с взрослыми и сверстниками, то есть в способах и формах коммуникативных отношений. Педагоги часто наблюдают, как некоторые дети, адекватные в проявлении эмоций со своими близкими, обнаруживают растерянность или напряжение, когда к ним обращается чужой человек (ребёнок может прятаться за спину мамы, тянуть её в другую сторону, не отвечать на вопросы). У некоторых детей долго сохраняется страх при посещении врача, при обращении к ним продавца в магазине, при появлении в группе другого воспитателя. Причины такого поведения следует искать в истории раннего развития ребёнка, его особой чувствительности к новому взрослому.
Не менее сложными и различными в проявлении могут быть эмоции, адресованные сверстникам. Девочка трёх лет молча, катает коляску с куклой вокруг играющих детей. Она не обращается к ним, а дети, столкнувшись с ней, просто отодвигают её в сторону как предмет. Таким образом, ребёнок в течение целого дня находится как бы за пределами группы, испытывая значительное напряжение. И от этого он крайне утомляется к концу дня.
Интегративным (обобщённым) показателем благополучного эмоционально-личностного развития является символический уровень. Переход на этот уровень означает качественный скачок в психическом развитии ребёнка.
Символическая регуляция эмоционального опыта осуществляется в игре, рисунках, речи. С целью выявления уровня осмысленности бытия и обнаружения в нём позитивных эмоций, связанных, как правило, с потребностью в безопасности, с окружением близкими людьми, важно использовать рисуночный и игровой диалоги.
Рисуночный диалог, организуемый взрослым, развёртывается с опорой на узнавание ребёнком себя в рисунке, на его комментарии об окружении, предпочтениях, желаниях, интересах, являющихся одновременно эмоциональными следами-метками прошлого опыта и способами переработки негативных эмоций.
При организации игрового диалога происходит разделение ситуаций: на узнаваемые ребёнком и оцениваемые им как безопасные и на вызывающие у него тревогу и даже страх. Задача взрослого, участвующего в таком диалоге, — помочь ребёнку раскрыть смысл игровой или жизненной ситуации и эмоционально на неё отреагировать, принимая её как одну из ситуаций, встречающихся в жизни.
Формирующийся в таких диалогах эмоциональный опыт ребёнка позволяет свести к минимуму дезорганизующее влияние некоторых внешних событий и внутренних ощущений и адекватно переработать их воздействие (различать, обозначать, предвосхищать, замещать), то есть интеллектуализировать возникающие эмоции. Это повышает устойчивость к стрессам, фрустрациям, помогает в регуляции тревоги, страхов и импульсивного поведения.
Правильно выбранные коррекционные приёмы помогут усовершенствовать способы адаптации ребёнка к окружающему, обеспечить ему максимально возможный комфорт в контакте с миром, сформировать механизмы более высокого уровня эмоциональной регуляции.
А.Д.Кошелева,
кандидат психологических наук;
В.И.Кулаковская
кандидат психологических наук;
О.Г.Лопатина
научный сотрудник
Институт психолого-педагогических проблем
детства РАО
Журнал «Ребёнок в детском саду» 2010 №3